вот хотелось бы понять - как.
Момент инерции из-за чего меняется?
Ну вот фигурист, который тулуп крутит, Морзе уже упоминал. Он руки прижал, стал меньшего радиуса - момент инерции меньше, руки в стороны развел - радиус больше, момент больше. И чего?
Как момент инерции связать с давлением на кант?
Попробую обьяснить.
1. Фигурист. Он
крутит тулуп вокруг оси, проходящей через собственный центр масс и модулятором частоты вращения там становится момент инерции приближаемых или отдаляемых рук. При этом, когда фигурист
едет по траектории, эту траекторию задают не руки и их положение, а форма лезвия конька и передне-задний баланс стойки, а если быть точнее - какую траекторию конек от носка к пятке прорезает во льду - по такой траектории и поедет тушка.
2. Лыжник. Он тоже может
крутиться на раскантованных лыжах как фигурист и в слайде и в свободном полете со стола или кикера и техника таже самая - руками ближе/дальше, но когда лыжник
едет траектория задается лыжей, а если точнее - за счет центробежной силы, в зависимости от угла наклона скользящей поверхности и от скорости лыжа упруго деформируется выгибаясь в дугу и траектория задается именно этим фактором - прогибом лыжи, а не желанием за счет маха руками или жоппом повернуть лыжи влево или в право. Это базовый принцип управления лыжами.
Лыжник не поворачивает лыжи ногами. Лыжник едет туда туда, куда его везут изогнутые лыжи. Задача лыжника не пытаться поворачивать лыжи ногами/руками/поппами (это основная ошибка, порождающая вопросы про фигуриста) в нужную сторону, а рулить ими как рулем в автомобиле/мотоцокле/велосипеде, только в отличие от руля в транспортных средствах лыжник регулирует загрузку закантованных лыж так, чтоб они гнулись на столько на сколько нужно и поворачивали туда, куда нужно.
В управлении лыжами вместо руля - центробежная сила и немного естественная кривизна бокового выреза лыжи.
Так понятно?
Велосипед и мотоцикл сравнивать с лыжами? Ну за этим можешь на ski.ru сходить.
Мне вот, некоторые, регулярно предлагают сравнить лыжи с фигуристом или канатоходцем. Куда мне послать их?
Ну и зачем ты выбрал кадр, где он вылетает с бугра и у него нет контакта с поверхностью склона?
Для того чтобы показать остальным (тебе-то и так понятно) упрощеную модель вертикальной работы - загрузка/разгрузка. На естественном рельефе поверхность, по которой катит кант лыжи - не ровная, соответственно постоянно меняется сила реакции опоры, соответственно лыжи постоянно меняет свой прогиб и соответственно траекторию. Лыжа начинает рыскать, вибрировать и срываться. Имено это лыжник и компенсирует вертикальной работой и рук и тушки, догружая там где ямки и разгружая там где кочки.